Статьи

Родителям школьников на заметку

Дорогие хагларовцы, здравствуйте! С вами Нана, ваш психолог. Сегодня мой пост посвящен всем родителям школьников.

С наступлением осени пришла и школьная пора. Для кого-то это радостное событие, а для некоторых период стресса, тревог и ссор. Что нужно помнить родителям школьников?

1. Время, потраченное на уроки. Спросите себя, сколько времени у вас уходит на процесс приготовления уроков. «Как приходит из школы, так до полуночи и сидим с ним»; «Без меня он не делает уроки, а я с работы прихожу уставшая, срываюсь, потом подключается отец»; «Делаем уроки, пока все не перессоримся».

Вот с таким печальным опытом приходят ко мне родители.

Есть одно правило: приготовление уроков не должны занимать больше 2–2,5 часов. Если ваш ребенок сидит за уроками дольше, меняйте тактику. Он может не успеть все сделать за 2,5 часа, и пусть. Пусть пойдет в школу и получит свою тройку или даже двойку за недоделанное или не сделанное задание. Зато ваш ребенок останется психологически здоров. Помните, не обязательно сидеть эти два часа не вставая. Пусть школьник выберет, как ему удобно: сначала час занятий, потом отдых, затем еще полчаса и т.д.

2. Свободное время школьника. У вашего ребенка есть свободное время? Это такое время, когда школьник предоставлен сам себе и сам решает, что ему делать. В норме у каждого ребенка (да и взрослого) обязательно каждый день должно быть 2 часа свободного времени, которое он может провести как хочет: валяться и смотреть в потолок, играть в компьютерные игры, гулять с ребятами во дворе, в общем, все на что хватит его воображения. Это время нельзя контролировать взрослым и говорить ребенку, как его провести с «большей пользой». Про пользу «ничегонеделания» я писала на прошлой неделе.

3. «Хочу» и «надо» должно быть в балансе. Я не знаю ни одного школьника, который бы не ходил в разные кружки, на дополнительные занятия и т.п. Я уже не говорю про репетиторов, нанимать которых в последнее время стало чем-то из разряда обыденной необходимости. В целом это даже хорошо. Ребенок всегда занят, и тем самым снижается риск попадания «в плохую компанию». Есть только один нюанс: с каким настроением ребенок ходит на дополнительные занятия; сам ли он выбирал, чем заполнить досуг; вывозит ли всю эту нагрузку. Это первое, что проясняет любой психолог, когда поступает запрос о нежелании делать уроки. Иногда на них может просто не хватать сил. Так вот, если уроки делать надо и на дополнительный английский, к примеру, тоже ходить надо, то что ребенок делает из побуждения «хочу»?

4. «Синдром отличника» ‒ самое токсичное явление для всех людей. Думаю, мамы со мной согласятся. Крайняя его форма у детей проявляется в страхе не получить пятерку, как будто эта оценка характеризует не их знание урока, а их самих. «Если я не получу отлично, я тупой, никуда не годный… тогда и незачем браться… это конец…» Избавляйтесь от этого невроза любыми способами. Наша самооценка не должна зависеть от какой-то Марьи Ивановны, которая пришла не в настроении и поставила всем двойки. Давно доказано, что отличные отметки в школе никак не коррелируют с успешностью в жизни. У детей синдром отличника часто появляется от того, что на них влияют установки родителей.

5. Когда остановиться, делая уроки. Представьте, что вы делаете уроки с ребенком, делаете час, два, три… Наступает момент, когда важно и нужно остановиться. Например, ребенок не понял условия задачи с третьего раза. Или вы чувствуете, что ваши получасовые объяснения псу под хвост, потому что он смотрит в окно, разглядывает кошку, делает что угодно, только не слушает вас. Значит, пора сделать перерыв. А чаще такое происходит из-за того, что вовремя не остановились. Надо было раньше бросить это дело и вместе попить чай с бубликами и подумать о хорошем.

6. Ребенок перестает воспринимать и усваивать информацию, если находится в стрессе или встревожен. Память ухудшается, внимание рассеивается, мышление притупляется. Тревоги и стресс часто являются следствием конфликтов или хронических скандалов родителей между собой или между родителями и ребенком из-за несделанных уроков, бардака в комнате и т.п. Если из-за уроков вы успели поругаться – останавливайтесь. Возьмите перерыв на полчаса и наполните его чем-то положительным, а затем возвращайтесь к урокам.

Дорогие родители, если вы теряетесь и не знаете, как оптимизировать процесс обучения, если успеваемость нельзя назвать успеваемостью, а у вашего ребенка уже выработалась выученная беспомощность – обратитесь к специалисту. Иногда это признак гораздо более серьезной проблемы.

И помните: уроки не стоят тех хронических заболеваний, которые успевает нахватать школьник к 11-му классу, а интеллектуальные гонки ‒ психологических комплексов, сопутствующих им. Главное, чтобы ребенок был счастлив. И залог этому гармония и теплая атмосфера в семье.