Среди всех запросов, поступающих ко мне от родителей, вожатых в лагере и детей, наиболее частыми являются конфликты.
Больше всего конфликтов в лагере возникает в период свободного времяпрепровождения, например в тихий час или перед сном, когда дети предоставлены сами себе. Иногда конфликты возникают между отрядами, а иногда внутри отряда между вожатыми и детьми или вожатым и одним ребенком.
Конфликт – это прежде всего столкновение интересов. Когда сознательное поведение одной из сторон (один человек или группа) ведет к нарушению интересов другой. Например, мама хочет тишины, она выключает свет и ложится отдыхать. Ребенок услышал мамину просьбу, но продолжает шумно играть или громко слушать музыку (маме хочется тишины и покоя, а ребенку хочется слушать музыку и плясать). В таких случаях задеты интересы обеих сторон, что может привести к конфликту.
Причины конфликтов можно разделить на три основные группы:
- Накопившиеся усталость, напряжение. Например, во время рабочего процесса. Конфликт в данном случае служит способом снять напряжение.
- Психологическое взаимодействие (другими словами, конфликт интересов).
- Индивидуальные психологические особенности одного из участников конфликта (взрывной характер, нападение в качестве защиты, неумение жить в коллективе и др.)
По эффективности конфликты делят на конструктивные и деструктивные.
Сами по себе конфликты в нашей жизни важны и нужны. Они полезны в первую очередь тем, что выводят на поверхность все, что ранее не высказывалось и подавлялось.
Соответственно задача состоит в том, чтобы направить конфликт в конструктивное русло. Такой вид конфликта может принести пользу всем его участникам. Например, приведет к разнообразию мнений, выработке новых подходов в работе, а иногда к перестройке всего взаимодействия в целом.
Основной способ разрешения конфликтов ‒ переговоры. Их задача ‒ найти такой вариант, который удовлетворял бы интересы обеих сторон. То есть основной функцией переговоров является совместное обсуждение проблемы и принятие решения, устраивающего в той или иной степени все участвующие стороны.
Этапы проведения переговоров
1. Присоединение.
Итак, давайте представим, что два человека или две группы ссорятся. Взрослый вмешивается в конфликт детей, только если дети не могут его сами разрешить или если конфликт приобретает деструктивную форму. В остальных случаях вмешиваться не стоит, поскольку для детей ситуация выхода из конфликта – это важный социальный опыт. Он не научится сам разрешать конфликты, если за него это делают взрослые.
Но если вы чувствуете, что нужно вмешаться или одна из сторон конфликта прямо попросила о помощи, тогда мы спокойно подходим и подробно расспрашиваем о случившемся.
Нужно чтобы посторонних при этом не было, поэтому участников конфликта уводим в отдельную комнату, если находимся на улице – то в сторону.
«Что случилось?» ‒ это вопрос простой и всем понятный. Однако есть нюансы. Не стоит начинать обсуждать конфликтную ситуацию, если ребенок плачет, разгневан, возбужден. Сначала его надо успокоить или дать время успокоиться самому (особенно если это подросток). Но такой вопрос задать можно. Только его назначение будет предполагать не прямое выяснение обстоятельств, а скорее присоединение и вашу готовность разобраться в ситуации, быть рядом. С ребенком в таком случае надо сначала поговорить отдельно.
Используем активное слушание: отражаем эмоции, поведение, то, что видим, и все, что сообщает ребенок. Например:
«Я вижу, ты плачешь/злишься, у тебя что-то случилось?»
«Я хочу тебе помочь, но пока не знаю как. Если ты мне расскажешь, что произошло, думаю, я смогу тебе помочь разобраться».
«Я вижу, ты очень зол, (разбрасываешь вещи, дерешься, ругаешься матом и т.п. – перечислите все поведенческие проявления). Думаю, тебе надо остыть. Посиди в комнате, чтобы успокоиться (а лучше спросить: Что тебе поможет успокоиться?). Через 10 минут я приду, и мы с тобой обсудим произошедшее».
Если ребенок/подросток плачет и не может говорить, ничего не выясняйте, а просто присядьте рядом и погладьте его (если вас не отталкивают) ‒ так вы обозначаете свое физическое присутствие. Гладьте до тех пор, пока не заметите, что эмоций стало меньше и ребенок готов говорить.
Если конфликт острый или вы чувствуете в этом необходимость, с каждым его участником сначала говорим отдельно.
2. Выяснение проблемы.
Потом собираете всех участников конфликта и даете возможность высказаться каждому. Можно использовать следующие формулировки:
«Ребята, я знаю, что между вами произошел конфликт/ссора. Но из-за чего вы поссорились, я почти не знаю, помогите мне разобраться».
«С некоторыми из вас я уже разговаривала, но сейчас хочу услышать каждого еще раз».
Дети охотно соглашаются и обычно наперебой поднимают руки.
Следите, чтобы мог высказаться каждый, чтобы говорили по очереди и никто никого не перебивал. Даже если вы уже давно все поняли, не спешите делать выводы и действовать. Важно, чтобы каждый участник конфликта почувствовал, что его слушают, с его мнением считаются. Это необходимо для того, чтобы каждый мог эмоционально отрефлексировать свои переживания и отношение к сложившейся ситуации, а также для того, чтобы каждый участник услышал претензии другого.
3. Решение проблемы.
Предложите детям самим поразмышлять, какой выход они видят из сложившейся ситуации. Важно! Если негативных эмоций много, то единственное, что мы услышим, – это очередную перебранку. Чтобы такого не случилось, проясняйте и отражайте все высказывания сторон до тех пор, пока не появятся здравые рассуждения. Затем можно переходить к этапу решения проблемы.
Здесь также высказывается каждый. Важен процесс, а не результат. Помните: вы только модератор. У взрослого часто появляется соблазн решить все за детей, но тогда есть риск повторения ситуации. Когда дети сами ищут решение возникшей проблемы, они приобретают важный опыт самостоятельных действий и уверенность в том, что могут влиять на ход конфликта. Роль взрослого ‒ организовать процесс и немного его модерировать. И, конечно, избегать морализаторства. Даже если ребенок явно выступает в невыгодном свете, не спешите об этом официально заявлять.
Пример:
‒ Гоша, расскажи, почему вы поссорились?
‒ Потому что этот козел прыгал на моей кровати, а я ее только заправил.
‒ Сам такой! – обиженно бурчит Никита.
‒ Гоша, здесь нету козлов. Здесь мы всех называем по имени. Я правильно поняла, что Никита прыгал на твоей кровати и тебе это не понравилось.
‒ Да, и я не хочу с ним жить в одной комнате.
‒ А ты говорил Никите, что тебе не нравится, что он прыгает на твоей кровати?
‒ Говорил, а он все равно продолжал, и теперь у меня кровать вся измятая.
‒ Гоша, ты так старательно заправлял кровать, и теперь ты расстроился, что Никита ее помял. Спасибо, что рассказал свою версию, теперь я хочу послушать Никиту. Никита, что произошло между вами, пока вы играли?
Никита, едва усидев на месте от нетерпения, восклицает:
‒ Вообще-то ты сам меня пригласил на свою кровать и предложил поиграть в бой с подушками.
‒ Вы играли с подушками? ‒ уточняю.
‒ Да, и я случайно его ударил. Гоше это не понравилось, и он стал меня выгонять с кровати. А мне хотелось еще играть.
Гоша все слышал, он еще немного возмущался, но в целом согласился с версией Никиты. Я рассказала им, что играть с подушками может быть небезопасно. И также проговорила про личные границы: что у каждого есть своя тумбочка, кровать, стол и т.п., и мы должны с этим считаться. Я предложила ребятам самим решить эту ситуацию и оставила их наедине на 20 минут. Конфликт разрешился тем, что они вместе заправили кровать, и Никита предложил поиграть в настольную игру, которую привез из дома.
В данном примере роль взрослого заключалась только в прояснении ситуации.
Есть также другой показательный пример. Мне поступил запрос о конфликте в одной из комнат. Мальчик всеми командует, запугивает ребят, заставляет их делать то, что им не хочется.
В таких ситуациях нужен этап подготовки к переговорам.
Перед тем как начать разбирать ситуацию, я предположила, что, возможно, одного из детей придется переселить в другую комнату, поэтому проверила, есть ли такая возможность. (Переселение из комнаты в комнату не очень хорошая стратегия, но очень частая в лагерях, а в некоторых случаях она просто необходима). Также важно, чтобы соседи в комнате, куда переселят провинившегося, были не против. Когда я убедилась, что переселять есть куда, я приступила к разбору конфликта.
Когда я зашла в комнату, дети дружно играли, и на миг мне показалось, что все хорошо. Но это оказалось не совсем так. Выяснилось, что все ребята недовольны своим соседом за то, что тот пугает, дерется и т.п., и предложили переселить его в другую комнату. Тот мальчик ни за что не хотел переселяться и стал просить прощения, уговаривать ребят дать ему последний шанс. Один из товарищей согласился, но другие воздержались. Я дала им еще время поговорить и высказать друг другу претензии, затем сообщила нарушителю, что в течение 30 минут ему надо переселиться и готова помочь в этом.
Далее моя работа заключалась в индивидуальной беседе с обидчиком, который никак не хотел переезжать (присоединяемся, переживаем вместе, но держим границу – переезд состоится; помогаем увидеть положительные стороны в сложившейся ситуации).
Последний этап – контроль решения проблемы.
Через два часа, а потом еще на следующий день я зашла в комнату к ребятам и спросила, как их настроение и не было ли повторных инцидентов.
Оптимальный результат переговоров ‒ когда найдено решение, устраивающее обе стороны. Часто это компромисс, который предполагает некоторую уступку с обеих сторон.
Если ваш ребенок боится конфликтов и под любым предлогом от них уклоняется, необходимо вмешательство взрослого и, возможно, коррекционная работа с психологом. Необходимо понять причины подобного поведения и помочь ребенку преодолеть свои страхи и научить правильной модели поведения во время конфликта.
Больше всего конфликтов в лагере возникает в период свободного времяпрепровождения, например в тихий час или перед сном, когда дети предоставлены сами себе. Иногда конфликты возникают между отрядами, а иногда внутри отряда между вожатыми и детьми или вожатым и одним ребенком.
Конфликт – это прежде всего столкновение интересов. Когда сознательное поведение одной из сторон (один человек или группа) ведет к нарушению интересов другой. Например, мама хочет тишины, она выключает свет и ложится отдыхать. Ребенок услышал мамину просьбу, но продолжает шумно играть или громко слушать музыку (маме хочется тишины и покоя, а ребенку хочется слушать музыку и плясать). В таких случаях задеты интересы обеих сторон, что может привести к конфликту.
Причины конфликтов можно разделить на три основные группы:
- Накопившиеся усталость, напряжение. Например, во время рабочего процесса. Конфликт в данном случае служит способом снять напряжение.
- Психологическое взаимодействие (другими словами, конфликт интересов).
- Индивидуальные психологические особенности одного из участников конфликта (взрывной характер, нападение в качестве защиты, неумение жить в коллективе и др.)
По эффективности конфликты делят на конструктивные и деструктивные.
Сами по себе конфликты в нашей жизни важны и нужны. Они полезны в первую очередь тем, что выводят на поверхность все, что ранее не высказывалось и подавлялось.
Соответственно задача состоит в том, чтобы направить конфликт в конструктивное русло. Такой вид конфликта может принести пользу всем его участникам. Например, приведет к разнообразию мнений, выработке новых подходов в работе, а иногда к перестройке всего взаимодействия в целом.
Основной способ разрешения конфликтов ‒ переговоры. Их задача ‒ найти такой вариант, который удовлетворял бы интересы обеих сторон. То есть основной функцией переговоров является совместное обсуждение проблемы и принятие решения, устраивающего в той или иной степени все участвующие стороны.
Этапы проведения переговоров
1. Присоединение.
Итак, давайте представим, что два человека или две группы ссорятся. Взрослый вмешивается в конфликт детей, только если дети не могут его сами разрешить или если конфликт приобретает деструктивную форму. В остальных случаях вмешиваться не стоит, поскольку для детей ситуация выхода из конфликта – это важный социальный опыт. Он не научится сам разрешать конфликты, если за него это делают взрослые.
Но если вы чувствуете, что нужно вмешаться или одна из сторон конфликта прямо попросила о помощи, тогда мы спокойно подходим и подробно расспрашиваем о случившемся.
Нужно чтобы посторонних при этом не было, поэтому участников конфликта уводим в отдельную комнату, если находимся на улице – то в сторону.
«Что случилось?» ‒ это вопрос простой и всем понятный. Однако есть нюансы. Не стоит начинать обсуждать конфликтную ситуацию, если ребенок плачет, разгневан, возбужден. Сначала его надо успокоить или дать время успокоиться самому (особенно если это подросток). Но такой вопрос задать можно. Только его назначение будет предполагать не прямое выяснение обстоятельств, а скорее присоединение и вашу готовность разобраться в ситуации, быть рядом. С ребенком в таком случае надо сначала поговорить отдельно.
Используем активное слушание: отражаем эмоции, поведение, то, что видим, и все, что сообщает ребенок. Например:
«Я вижу, ты плачешь/злишься, у тебя что-то случилось?»
«Я хочу тебе помочь, но пока не знаю как. Если ты мне расскажешь, что произошло, думаю, я смогу тебе помочь разобраться».
«Я вижу, ты очень зол, (разбрасываешь вещи, дерешься, ругаешься матом и т.п. – перечислите все поведенческие проявления). Думаю, тебе надо остыть. Посиди в комнате, чтобы успокоиться (а лучше спросить: Что тебе поможет успокоиться?). Через 10 минут я приду, и мы с тобой обсудим произошедшее».
Если ребенок/подросток плачет и не может говорить, ничего не выясняйте, а просто присядьте рядом и погладьте его (если вас не отталкивают) ‒ так вы обозначаете свое физическое присутствие. Гладьте до тех пор, пока не заметите, что эмоций стало меньше и ребенок готов говорить.
Если конфликт острый или вы чувствуете в этом необходимость, с каждым его участником сначала говорим отдельно.
2. Выяснение проблемы.
Потом собираете всех участников конфликта и даете возможность высказаться каждому. Можно использовать следующие формулировки:
«Ребята, я знаю, что между вами произошел конфликт/ссора. Но из-за чего вы поссорились, я почти не знаю, помогите мне разобраться».
«С некоторыми из вас я уже разговаривала, но сейчас хочу услышать каждого еще раз».
Дети охотно соглашаются и обычно наперебой поднимают руки.
Следите, чтобы мог высказаться каждый, чтобы говорили по очереди и никто никого не перебивал. Даже если вы уже давно все поняли, не спешите делать выводы и действовать. Важно, чтобы каждый участник конфликта почувствовал, что его слушают, с его мнением считаются. Это необходимо для того, чтобы каждый мог эмоционально отрефлексировать свои переживания и отношение к сложившейся ситуации, а также для того, чтобы каждый участник услышал претензии другого.
3. Решение проблемы.
Предложите детям самим поразмышлять, какой выход они видят из сложившейся ситуации. Важно! Если негативных эмоций много, то единственное, что мы услышим, – это очередную перебранку. Чтобы такого не случилось, проясняйте и отражайте все высказывания сторон до тех пор, пока не появятся здравые рассуждения. Затем можно переходить к этапу решения проблемы.
Здесь также высказывается каждый. Важен процесс, а не результат. Помните: вы только модератор. У взрослого часто появляется соблазн решить все за детей, но тогда есть риск повторения ситуации. Когда дети сами ищут решение возникшей проблемы, они приобретают важный опыт самостоятельных действий и уверенность в том, что могут влиять на ход конфликта. Роль взрослого ‒ организовать процесс и немного его модерировать. И, конечно, избегать морализаторства. Даже если ребенок явно выступает в невыгодном свете, не спешите об этом официально заявлять.
Пример:
‒ Гоша, расскажи, почему вы поссорились?
‒ Потому что этот козел прыгал на моей кровати, а я ее только заправил.
‒ Сам такой! – обиженно бурчит Никита.
‒ Гоша, здесь нету козлов. Здесь мы всех называем по имени. Я правильно поняла, что Никита прыгал на твоей кровати и тебе это не понравилось.
‒ Да, и я не хочу с ним жить в одной комнате.
‒ А ты говорил Никите, что тебе не нравится, что он прыгает на твоей кровати?
‒ Говорил, а он все равно продолжал, и теперь у меня кровать вся измятая.
‒ Гоша, ты так старательно заправлял кровать, и теперь ты расстроился, что Никита ее помял. Спасибо, что рассказал свою версию, теперь я хочу послушать Никиту. Никита, что произошло между вами, пока вы играли?
Никита, едва усидев на месте от нетерпения, восклицает:
‒ Вообще-то ты сам меня пригласил на свою кровать и предложил поиграть в бой с подушками.
‒ Вы играли с подушками? ‒ уточняю.
‒ Да, и я случайно его ударил. Гоше это не понравилось, и он стал меня выгонять с кровати. А мне хотелось еще играть.
Гоша все слышал, он еще немного возмущался, но в целом согласился с версией Никиты. Я рассказала им, что играть с подушками может быть небезопасно. И также проговорила про личные границы: что у каждого есть своя тумбочка, кровать, стол и т.п., и мы должны с этим считаться. Я предложила ребятам самим решить эту ситуацию и оставила их наедине на 20 минут. Конфликт разрешился тем, что они вместе заправили кровать, и Никита предложил поиграть в настольную игру, которую привез из дома.
В данном примере роль взрослого заключалась только в прояснении ситуации.
Есть также другой показательный пример. Мне поступил запрос о конфликте в одной из комнат. Мальчик всеми командует, запугивает ребят, заставляет их делать то, что им не хочется.
В таких ситуациях нужен этап подготовки к переговорам.
Перед тем как начать разбирать ситуацию, я предположила, что, возможно, одного из детей придется переселить в другую комнату, поэтому проверила, есть ли такая возможность. (Переселение из комнаты в комнату не очень хорошая стратегия, но очень частая в лагерях, а в некоторых случаях она просто необходима). Также важно, чтобы соседи в комнате, куда переселят провинившегося, были не против. Когда я убедилась, что переселять есть куда, я приступила к разбору конфликта.
Когда я зашла в комнату, дети дружно играли, и на миг мне показалось, что все хорошо. Но это оказалось не совсем так. Выяснилось, что все ребята недовольны своим соседом за то, что тот пугает, дерется и т.п., и предложили переселить его в другую комнату. Тот мальчик ни за что не хотел переселяться и стал просить прощения, уговаривать ребят дать ему последний шанс. Один из товарищей согласился, но другие воздержались. Я дала им еще время поговорить и высказать друг другу претензии, затем сообщила нарушителю, что в течение 30 минут ему надо переселиться и готова помочь в этом.
Далее моя работа заключалась в индивидуальной беседе с обидчиком, который никак не хотел переезжать (присоединяемся, переживаем вместе, но держим границу – переезд состоится; помогаем увидеть положительные стороны в сложившейся ситуации).
Последний этап – контроль решения проблемы.
Через два часа, а потом еще на следующий день я зашла в комнату к ребятам и спросила, как их настроение и не было ли повторных инцидентов.
Оптимальный результат переговоров ‒ когда найдено решение, устраивающее обе стороны. Часто это компромисс, который предполагает некоторую уступку с обеих сторон.
Если ваш ребенок боится конфликтов и под любым предлогом от них уклоняется, необходимо вмешательство взрослого и, возможно, коррекционная работа с психологом. Необходимо понять причины подобного поведения и помочь ребенку преодолеть свои страхи и научить правильной модели поведения во время конфликта.