Психологическая готовность. Если ваш ребенок в 4‒5 лет научился читать и писать, а к первому классу уже освоил азы ментальной арифметики – это еще не значит, что он психологически готов к школе. Период адаптации, который в идеале не должен превышать полгода, может затянуться или сформировать негативное отношение к процессу обучения в школе, если ребенок по каким-то причинам не хочет туда идти.
Например, он насмотрелся, как родители ругаются из-за уроков с его старшим братом, как тот ненавидит школу, как мама, сидя до полуночи с уроками старшего, проклинает учителей, школьную систему и все на свете в придачу.
Между тем позитивное отношение первоклассника к началу нового этапа в жизни чрезвычайно важно для его успешной адаптации и мотивации к учебе, готовности взять на себя новую социальную роль ученика.
Давайте рассмотрим все факторы по порядку.
«Не наигрался». Не стоит отдавать ребенка в школу, если тот «не наигрался». В дошкольном возрасте игра является ведущим типом деятельности, через которую ребенок познает мир, примеряет на себе различные роли и тем самым развивается. Только к 7 годам ведущим типом деятельности становится обучение. Обычно смене деятельности с игровой на учебную предшествует кризис 7 лет. Однако если по каким-то причинам у ребенка еще выражена потребность играть, даже если ему вот-вот исполнится 7 лет, не спешите. Отдайте его в школу 7,5, а некоторых случаях даже в 8 лет. И это никак не будет характеризовать вашего ребенка как менее развитого. Дети, которых отдали в школу в возрасте 7 лет и старше, чаще имеют здоровую, устойчивую самооценку и, как правило, успешнее социализируются, у них меньше страхов и тревожных расстройств.
Способен ли ребенок обходиться без мамы. Не так важно, ходил ребенок в сад перед школой или нет, гораздо важнее, способен ли он обходиться без мамы: сформированы ли у него навыки самообслуживания, сможет ли он не растеряться в толпе в шумной столовой, в огромных коридорах, найдет он свою куртку в раздевалке, не постесняется ли отпроситься в туалет, сможет ли просидеть на уроке 45 минут. В конце концов, сможет ли сама мама не дергаться и не названивать ребенку каждую перемену, тревожно расспрашивая о делах в школе.
Если ребенок сильно привязан к маме и никогда раньше не видел такого скопления детей и взрослых, есть вероятность, что ему будет непросто. Если мама до этого не расставалась с ребенком больше чем на час, ей тоже будет трудно, и это еще больше усугубит проблемы ребенка.
Кризис 7 лет. Не спешите отдавать ребенка в школу раньше 7 лет, ведь именно к 7 годам созревают мозговые структуры, позволяющие физиологически выдержать режим и форму обучения. Можно, конечно, отдать и раньше, но только если это будет отвечать потребностям развития ребенка, психологического в том числе. В частных гимназиях, лицеях или в школах, обучающих, например, по вальдорфской системе, имеются садики или подготовительные занятия. Все это направлено на то, чтобы смягчить адаптацию ребенка к школе и чтобы как минимум школьное пространство ему было знакомо. И тем не менее я настоятельно рекомендую в первую очередь ориентироваться на своего ребенка, на его самочувствие, его желание и его готовность. В этом вам помогут внимательные педагоги в детских садах или при школе, психологи, проводящие диагностику психологической готовности к школе.
Еще один нюанс. Дети, которые очень рано пошли в школу, как правило, рано ее и заканчивают, а значит, ниже вероятность, что ребенок сможет сделать сознательный выбор, куда пойти учиться дальше. В результате к 3-му курсу он может разочароваться в выбранной специальности, а то и в высшем образовании в целом. «Но ему и не нужно знать, родители подскажут», ‒ ответите вы. Но родители не всегда могут угадать, какая деятельность будет ребенку по душе. Например, моя мама всегда хотела, чтобы я стала бухгалтером, экономистом, кем угодно, лишь бы это приносило хороший доход, я ведь и математику хорошо понимала. Но только не психологом. Ох, как я далека была от этой дисциплины… Так вот, есть разница, заканчивает ребенок школу в 16 или в 17‒18 лет.
Если вы сделаете выбор за вашего ребенка, будьте готовы нести ответственность и за последствия этого выбора.
Я настоятельно призываю всех родителей подходить к процессу обучения и подготовке к школе комплексно, уделять внимание не только интеллектуальному развитию, но и другим сферам формирования личности.
Например, он насмотрелся, как родители ругаются из-за уроков с его старшим братом, как тот ненавидит школу, как мама, сидя до полуночи с уроками старшего, проклинает учителей, школьную систему и все на свете в придачу.
Между тем позитивное отношение первоклассника к началу нового этапа в жизни чрезвычайно важно для его успешной адаптации и мотивации к учебе, готовности взять на себя новую социальную роль ученика.
Давайте рассмотрим все факторы по порядку.
«Не наигрался». Не стоит отдавать ребенка в школу, если тот «не наигрался». В дошкольном возрасте игра является ведущим типом деятельности, через которую ребенок познает мир, примеряет на себе различные роли и тем самым развивается. Только к 7 годам ведущим типом деятельности становится обучение. Обычно смене деятельности с игровой на учебную предшествует кризис 7 лет. Однако если по каким-то причинам у ребенка еще выражена потребность играть, даже если ему вот-вот исполнится 7 лет, не спешите. Отдайте его в школу 7,5, а некоторых случаях даже в 8 лет. И это никак не будет характеризовать вашего ребенка как менее развитого. Дети, которых отдали в школу в возрасте 7 лет и старше, чаще имеют здоровую, устойчивую самооценку и, как правило, успешнее социализируются, у них меньше страхов и тревожных расстройств.
Способен ли ребенок обходиться без мамы. Не так важно, ходил ребенок в сад перед школой или нет, гораздо важнее, способен ли он обходиться без мамы: сформированы ли у него навыки самообслуживания, сможет ли он не растеряться в толпе в шумной столовой, в огромных коридорах, найдет он свою куртку в раздевалке, не постесняется ли отпроситься в туалет, сможет ли просидеть на уроке 45 минут. В конце концов, сможет ли сама мама не дергаться и не названивать ребенку каждую перемену, тревожно расспрашивая о делах в школе.
Если ребенок сильно привязан к маме и никогда раньше не видел такого скопления детей и взрослых, есть вероятность, что ему будет непросто. Если мама до этого не расставалась с ребенком больше чем на час, ей тоже будет трудно, и это еще больше усугубит проблемы ребенка.
Кризис 7 лет. Не спешите отдавать ребенка в школу раньше 7 лет, ведь именно к 7 годам созревают мозговые структуры, позволяющие физиологически выдержать режим и форму обучения. Можно, конечно, отдать и раньше, но только если это будет отвечать потребностям развития ребенка, психологического в том числе. В частных гимназиях, лицеях или в школах, обучающих, например, по вальдорфской системе, имеются садики или подготовительные занятия. Все это направлено на то, чтобы смягчить адаптацию ребенка к школе и чтобы как минимум школьное пространство ему было знакомо. И тем не менее я настоятельно рекомендую в первую очередь ориентироваться на своего ребенка, на его самочувствие, его желание и его готовность. В этом вам помогут внимательные педагоги в детских садах или при школе, психологи, проводящие диагностику психологической готовности к школе.
Еще один нюанс. Дети, которые очень рано пошли в школу, как правило, рано ее и заканчивают, а значит, ниже вероятность, что ребенок сможет сделать сознательный выбор, куда пойти учиться дальше. В результате к 3-му курсу он может разочароваться в выбранной специальности, а то и в высшем образовании в целом. «Но ему и не нужно знать, родители подскажут», ‒ ответите вы. Но родители не всегда могут угадать, какая деятельность будет ребенку по душе. Например, моя мама всегда хотела, чтобы я стала бухгалтером, экономистом, кем угодно, лишь бы это приносило хороший доход, я ведь и математику хорошо понимала. Но только не психологом. Ох, как я далека была от этой дисциплины… Так вот, есть разница, заканчивает ребенок школу в 16 или в 17‒18 лет.
Если вы сделаете выбор за вашего ребенка, будьте готовы нести ответственность и за последствия этого выбора.
Я настоятельно призываю всех родителей подходить к процессу обучения и подготовке к школе комплексно, уделять внимание не только интеллектуальному развитию, но и другим сферам формирования личности.